Гитара
Детская авторская песня

Главная страница

Новости сайта

Календарь

Клубы

Авторы

Мысли

Пишите нам

Бард-Путеводитель Золотой УРЛ Каталог Детских Ресурсов Проголосуйте за наш сайт в конкурсе 8яWebПризнание

МЫСЛИ



"Мои мысли, мои скакуны... (народная песня)"

Всех нас время от времени посещают мысли, идеи, предложения. Мы обсуждаем их с друзьями, пишем в конференции, но потом это все куда-то уходит. Через год вспомнишь, вроде и мысль хорошая была, да позабылась как то.

Эта страничка замыслена как некая коллективная записная книжка, которую можно в любой момент открыть, прочитать, вспомнить, записать что-то новое. Я обязуюсь помещать сюда все интересные письма, приходящие ко мне на сайт. Кроме того, здесь же будут накапливаться все то, что я пишу на главной страницы в разделе "немного от себя".

29.05.2001 Вот, пришло письмо!

1.03.2001 На Сергиев Посад уходят электрички.

20.10.2000 Песня любительская, цена 100 р за шт.

6.09.2000 "Чапаевцам" посвящается!

6.09.2000 Давайте учить друг друга

28.08.2000 Сюжет для небольшого ...романса!

23.08.2000 Что петь-то будем?

20.08.2000 О нашем сайте


29.05.2001 Вот, пришло письмо!

Довольно долго выбирая, что написать про Обнинский фестиваль, который мне тоже в этом году удалось посетить, мне попалось письмо в эхе, совпавшее во многом с моими ощущениями о фестивале. Его автор, Игорь Колпаков, любезно дал разрешение на размещение этого письма на нашем сайте, что мы с удовольствием и делаем.

Здравствуйте, дорогие мои!

Десятый юбилейный детско-юношеский Обнинский фестиваль прошёл с 11 по 13 мая в одном из красивейших мест Калужской области - окрестностях Тихоновой Пустыни на Груздовских озёрах. Запланировано было множество чего, но...

Первую пакость преподнесли железнодорожники, которым приспичило отправить главную электричку заезда на полчаса раньше и никому не сказать об этом. Кто знал, как на перекладных добираться - тот добрался, а кто не знал - сидел в Москве лишних три часа почти до вечера.

Затем организаторы в лице Hатальи Коняхиной долго хвалились тем, что "погода заказана". Hебо, действительно, выглядело так, будто его протёрли тряпкой. Hо вскоре "заказ" погоды был приведён в исполнение, откуда-то набежали тучи и полил мерзкий моросящий дождик, при котором зонтик достать стыдно, а без него - мокро.

Дождик превратил глинистые дороги Груздовки в сплошной кисель, и те несчастные, которые решили пустить пыль в глаза пешеходным участникам, приехав на машине, теперь сами просили у них помощи, ибо вытащить лежащие машины (по днище в грязи, а то и просто на боку) сами не сумели бы.

Дрова, которые во множестве имелись в окрестном лесу, промокли, и требовались достаточные усилия, чтобы заставить их гореть.

К вечеру на поляну фестиваля стали приходить участники, которые, просидев три часа в Москве, столкнулись с необходимостью месить 7 км грязь от электрички до поляны. Участникам из Калуги повезло: им месить грязь нужно было всего 2 км от другой станции.

Концерт-приветствие был по традиции запланирован на 21 час и по традиции начался в 22:30. Убитая погода вроде начала оживать, дождь закончился.

Приветствие длилось до ночи, а потом все расползлись по кострам кушать и знакомиться. Всю ночь народ бродил по поляне, знакомился, сдруживался и пел авторские песни.

Главный организатор Макс Hиколаев немного повеселил всех собравшихся своим остроумием, посоветовав "Hе ловить рыбу в озере, всё равно не поймать: она там одна".

Среди приехавших делегаций были: Обнинск (ШКАП), Калуга ("Hадежда"), Москва (Остров), Голицыно, Самара, Тюмень, Сергиев Посад, Александров (ЦАП "Берег"), Обухово.

Hаутро погода померла окончательно: это был не просто дождь! Показалось, что над поляной пролетал бассейн, и у него вдруг отвалилось дно. Потоки воды с небес с самого утра вызвали желание бросить всё и уехать домой. Делегации Калуги и Александрова чуть было и не уехали. Всем было от души жаль Самарцев и Тюменцев, приехавших из-за тысяч километров. Hо Борис Ашкинадзе, этот великий мастер разговорного жанра, сумел уговорить руководителей не уезжать. Было решено развесить тенты, рассадить под ними мэтров и проводить мастерские.

Среди мэтров были замечены: Дмитрий Дихтер, Вера Евушкина, Галина Крылова, Олег Городецкий, Дмитрий Авилов, Дмитрий Беленький, если кого забыл - поправьте, пожалуйста. Традиционную мастерскую чайников вели Татьяна Мельник, Сергей и Елена Батуевы. Также на фестиваль приехали знаменитые организаторы всея Руси - Борис Ашкинадзе и Дмитрий Палыч Соколов. Всеми любимый и ожидаемый Владимир Ланцберг не приехал из-за проблем со здоровьем.

В этом году было решено отказаться вообще от выделения участников в разные номинации и наградить всех, прошедших через творческие мастерские в итоговый концерт. В концерт прошли представители всех делегаций.

Спонсоры в этом году также расстарались: были выделены разные предметы туристического снаряжения (палатка, спальник, рюкзак), и эти подарки были вручены достойнейшим.

К большому сожалению были отменены все туристические мероприятия (ориентирование, скалолазание, переправа (там карьер есть 40-метровой глубины)), но всего остального оказалось достаточно.

Хочется отметить прекрасную работу всех организаторов, которые, несмотря ни на что, сумели удержать фестиваль в отведённых ему рамках. Сравнительно немного было травм, и нейрохирург Областной больницы Михаил Ильин нёс круглосуточное дежурство. Место было выбрано очень удачно (много дров, больше места для того, чтобы развернуться - прежний полигон в Шемякино уже не выдерживал растущей нагрузки).

В этом году было на удивление мало "хвостов": никто не орал пьяными голосами во время концертов, не шлялся в "металлистском" прикиде, пугая окрестности, и бутылки во время мероприятий не звенели. Машин было много, но большинство из них застряли в грязи и до поляны не доехали. Такого понятия, как "преступность" и "воровство" на фестивале не знали, как, впрочем, и всегда.

Дождик то начинался, то прекращался, дети бегали по поляне и знакомились, а взрослые рассиживались по своим и чужим кострам, и ближе к ночи, изрядно нагрузившись авторской песней, собирались в свои кучи, продолжая отдыхать. В целом фестиваль удался и прошёл в очень тёплой и потрясающе дружеской обстановке. К нашему лагерю в первую ночь тоже подошли познакомиться, и уже через час подошедшие (ребята из КСП г.Самары) стали одними из лучших наших друзей. Во вторую ночь уже нельзя было выделить среди детей отдельные делегации: все встретились со старыми друзьями, нашли новых и общались, перемешавшись по городам и весям.

Хочется пожелать участникам и организаторам фестиваля дальнейших творческих успехов, погоде - долгих лет жизни, а всем друзьям - вновь встретиться на следующий год у Тихоновой Пустыни в начале мая.


Несколько слов в качестве комментария.

В списке участников был пропущен Переславль-Залесский, наверно из-за того, что мы были вынуждены раньша уехать. Лично мне не понравилась только погода. Сам фестиваль оставил множество теплых воспоминаний, о чем я наверно постараюсь еще написать. Огромное впечатление получил от мастерской Веры Евушкиной и Галины Крыловой. Для меня это был просто мастер-класс.


1.03.2001 На Сергиев Посад уходят электрички.

Не знаю, как вы, а я собираюсь в конце школьных каникул отправиться в замечательный город Сергиев посад на детско-юношеский фестиваль "Журавлиная родина". Не берусь оспаривать эпитет "журавлиная", но то, что Сергиев Посад - родина теплого праздника, который будет проходить уже в восьмой раз.

Что для меня этот фестиваль? Хорошие люди - Володя и Света Цывкины, Светлана Ветрова, Владимир Каденко, Виталий Калашников, Юрий Лорес и много много других лиц, голосов и песен.

Мне вдвойне повезло. Во-первых, я живу совсем недалеко - от нас до Сергиева Посада всего час на автобусе. Во-вторых, я очень люблю Сергиев Посад. с которым у меня связаны одни из лучших воспоминаний детства.

Всего час на автобусе, и я окунусь в незабываемую атмосферу фестиваля, которая долго помниться мне и всем нашим друзьям!

До встречи на фестивале!


20.10.2000 Песня любительская, цена 100 р за шт.

Когда-то давным-давно дружили два человека. Дружба их была связана, во многом, с их увлечением музыкой. Они оба ее писали. Причем один из них был кумиром публики, любимцем издателей, его охотно печатали и платили большие гонорары. Другой далеко не сразу добился известности и признания. Первого из них звали Сергей Иванович Донауров, второго - Петр Ильич Чайковский.

Давайте откроем словарь "Брокгауз и Эфрон" и прочитаем, что же там говорится о С.И.Донаурове.

Донауров, Сергей Иванович - композитор романсов, один из последних представителей нашего музыкального дилетантизма. ... Своим произведениям Донауров сам не придавал серьезного значения... По своей фактуре романсы Донаурова носят вполне дилетантский характер, подкупая большую публику дешевой "мелодичностью"...

Почему я вспомнил эту историю? Авторская песня, на мой взгляд, никогда не сможет выбраться из "тисков" дилентантизма. И, как мы видим, это не есть плохо. Уход от дилентантизма и графоманства означал бы для авторской песни переход в какое-то новое качество. Что это для нее означает, не могу сказать.

Несколько лет назад мне попалась книга Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." В ней была глава, посвященная социальной стратификации. Вкратце ее можно пересказать так:

В момент своего образования или после какого-либо потрясения общество является однородным, затем, постепенно, структура общества усложняется, его стратификация, то есть число уровней или слоев, увеличивается. Причем усложняется и переход между слоями. Этот процесс идет до тех пор, пока какое-нибудь новое потрясение не перемешает общество.

Нечто подобное мы видим сейчас и в авторской песне. Если раньше для того, чтобы выступать даже на очень серьезном фестивале, нужны были довольно средние вокальные данные и умение владеть гитарой, то сейчас, если человек хочет дойти до финала подобного мероприятия, он должен быть весьма и весьма подготовлен.

Фактически, на мой взгляд, увеличивается профессионализация АП. Увеличивается разрыв между начинающими и "мэтрами", усложняется возможность попадания первых в последние.

Проблема заключается в том, что термин "профессиональная авторская песня" звучит довольно странно. А если вместо темина АП поставить его часто использующийся синоним КСП, то мы получим еще более странное сочетание "профессиональная самодеятельность". Именно поэтому, как мне кажется, сейчас идет неколько искусственная попытка разделить КСП и АП. При этом подразумевается, что первая - это "физкультура", а вторая - "спорт".

Однако профессионализация АП приводит к тому, что каждый автор или исполнитель начинает искать чего-то нового. Одни начинают добавлять в классические песни элемент театрализации, другие черпают вдохновение в смежных жанрах (фольклор, рок), третьи берут в руки гусли, флейты, скрипки.

Тут сразу цитата напрашивается из книги Ю.Никулина "Почти серьезно":

Когда вагоновожатый ищет новых путей, трамвай сходит с рельсов!

Это шутка, и я сейчас не готов обсуждать тему будущего авторской песни. Мой вопрос состоит в том, чему мы учим детей? Что нам от них нужно? Нужна ли детям "профессиональная натаска", или наша задача привить им любовь к нашей песне, которая уже не всегда и наша? Главным, все же, останется воспитание, и детские коллективы, как мне кажется, должны всегда быть только воспитательными, а разные там конкурсы, "Звонкие голоса", "Веселые нотки" и прочие "Утренние звезды" готовят быстросгорающих звезд.

С другой стороны, детей надо учить трудолюбию, ответственности, дисциплине и умению учиться. Опять вопрос, как найти баланс между воспитанием и обучением. Музыкальная школа, о чем я уже писал (см. мысль от 16 сентября), делает упор на обучении. Но, как мы видим, есть и другие возможности обучения музыке.

И все же, подумаем, для чего наши дети учатся играть и петь? Им надо кому-то показывать свое творчество. Им нужен стимул, которым, например, может стать подготовка к конкурсу. Но неудачное выступление может, наоборот, отбить охоту двигаться дальше.

Все это общие слова. Я бы хотел, чтобы люди, работающие с детьми, помогли мне и всем посетителям нашего сайта найти ответы на эти вопросы. Жду ваших писем и, как уже писал ранее, готов опубликовать любое интересное письмо.


16.09.2000 "Чапаевцам" посвящается!

Говорят, что среди художников принято называть "чапаевцами" тех, кто не заканчивал академию художеств. Может это просто байка, не знаю. Я хочу поговорить о нас, тех, кто не смог получить музыкального образования.

Побывав на нескольких фестивалях, в том числе и детских, я увидел, как много становится ребят в авторской песне, которые прошли через музыкальную школу или учатся там.

Я всегда хотел учиться в "музыкалке", но жизнь сложилась так, что мечте моей сбыться не удалось. Не знаю, может это и к лучшему. Среди моих знакомых очень много выпускников музыкальных школ и меня всегда удивляло, что большинство из них после окончания школы практически ни разу не садились за инструмент! Нет, вру, некоторые взяли в руки гитары. Я не проводил социологического исследования, и был бы только рад, если бы кто-то опроверг меня с цифрами в руках.

Причину такого поведения выпускников музыкальных школ я, как мне кажется, понял, когда моя дочь стала учиться в одной из них. А до этого, я провел пару часов в самолете рядом с директором одной из музыкальных школ, который очень любил свою работу и не стеснялся говорить о недостатках.

Музыкальная школа ведет натаску на результат и не выпускает готовый продукт. Ее выпускники - "полуфабрикаты", и для того, чтобы завершить свою подготовку, им необходимо учиться дальше в училище или в консерватории. В музыкальной школе не учат творить, а учат "пахать", знания вбиваются часами ежедневных занятий. Подозреваю, что именно так можно вырастить Ойстраха или Спивакова. При этом 80-90 процентов учеников идут в "отвал".

Я наверно передергиваю, и опять таки, был бы просто счастлив, если бы меня убедили в обратном.

Да, школа многое дает. Да, ее выпускники, приходя в авторскую песню, имеют неоспоримое преимущество перед сверстниками, пришедшими "с улицы". Но стоит ли это семи лет каторжного труда? И в авторскую песню, опять таки, не все пойдут. А что с остальными? Как быть с теми, кто хочет музицировать, играть, но прозевал в своей жизни время, когда мог пойти в "музыкалку".

Несколько лет назад мне случайно удалось попасть на семинар, организованный по системе "Музыка для всех", автором которой является Нина Александровна Бергер, доцент Санкт-Петербургской консерватории. Оказалось, что можно, действительно можно выучить музыку не потеряв к ней интерес. Мало того, за неделю занятий меня практически с нуля научили читать ноты! Нет, конечно же не полностью, но я теперь могу "пропеть" ритм не очень сложного музыкального произведения, что позволяет мне помогать дочери осваивать "вершины музыкальной грамоты".

Недавно я узнал, что у организаторов этого семинара есть свой сайт, поэтому с радостью привожу его адрес: http://www.muzikadliavseh.newmail.ru


6.09.2000 Давайте учить друг друга

В 1983 году, если память мне не изменяет, я был свидетелем разговора тренера по фигурному катанию и руководителя коллектива бального танца. Фигурист задал очень любопытный вопрос танцору: "А у вас есть календарь соревнований?" Когда танцор ответил, что такого календаря у них нет, фигурист удивленно спросил: "Как же вы тогда можете работать?"

Прошло много лет. У "бальников" появились свои ассоциации и федерации, календари соревнований и рейтинги, а я, следя за фестивалями авторской песни, все чаще вспоминаю этот разговор. О какой серьезной подготовке ребят может идти речь, если они не могут встречаться со своими сверстниками, слушать мнение о своем творчестве. Да и педагогам такие встречи необходимы. Нет, ну действительно, танцоров уже в вузах начали готовить! А мы чем хуже? Интересно, что музыкальная школа голод авторской песни на серьезное образование утолить не может. Во-первых, в музыкальных школах очень редко где имеются классы гитары, во-вторых, музыкальная школа - это профессиональная натаска, где набивают руку, но не учат творить. Для меня, как и для многих моих друзей, настоящей школой авторской песни стали конкурсы и фестивали.

Я, наверное, не говорю ничего нового. Наверняка найдется немало людей, не согласных со мной. Можно сказать, например, что есть известные детские фестивали: Сергиев Посад, Обнинск, Саров. Детские площадки работают практически на всех крупных фестивалях. Есть, в конце концов, Детская поющая республика на Грушинском. Все это так. Но представьте себе, что в каком-то городе или поселке, школе или клубе есть несколько энтузиастов, которые начинают учить детей авторской песне. Коллектив маленький, аудитория тоже невелика. Репертуар пополнять неоткуда, по телевизору практически ничего не показывают, по радио тоже ничего не услышишь. Дети учат репертуар взрослых, но закончится скоро и он, закончится и возможность чему-то научить. Результат - коллектив через год-другой распадется. А в сотне километров от них, в другом городе может проходить серьезный и грамотный фестиваль, одно только появление на котором могло бы сохранить молодой клуб. Или другой вариант. Клуб, решив организовать свой детский фестиваль, разослал кучу приглашений, опубликовал информацию в прессе, но упустил из виду, что одновременно где-то проходит другой, уже раскрученный и популярный фестиваль. Результат - хорошее начинание не будет иметь того эффекта, который запланировали его создатели.

Давайте вместе попробуем решить эту проблему и создадим календарь мероприятий в детской авторской песне. Мне кажется, что это необходимо всем нам. Мир авторской песни, к сожалению, довольно замкнут, и в наших силах его хоть немного открыть. Я не призываю к полной открытости мероприятий. Каждый коллектив вправе ограничивать тем или иным образом число участников. Но знать-то о них надо! Хотя бы для того, чтобы вовремя подать заявку, если это необходимо, или заплатить оргвзнос, или помочь в организации.


28.08.2000 Сюжет для небольшого ...романса!

Мне хочется начать разговор с небольшой цитаты из книги Александра Вертинского "За кулисами":

... Петь я не умел. Поэт я был довольно скромный, композитор тем более наивный! Даже нот не знал, и мне всегда кто-нибудь должен был записывать мои мелодии. ... Что их трогало во мне?

Прежде всего наличие в каждой песенке того или иного сюжета. Помню, я сидел на концерте Собинова и думал: "... А о чем он поет? Ведь это уже стертые слова! Они уже ничего не говорят ни уму ни сердцу".

И я стал писать песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет. Содержание. Действие, которое развивается и приходит к естественному финалу. Я рассказывал какую-нибудь историю вроде "Безноженьки" - девочки-калеки, которая спит на кладбище "между лохматых могил" и видит, как "добрый и ласковый Боженька" приклеил ей во сне "ноги - большие и новые"...

А публика, не подозревавшая, что обо всем этом можно петь, слушала их с вниманием, интересом и сочувствием. Очевидно, я попал в точку.

Давайте обратимся к таким авторам, как Визбор, Высоцкий, Окуджава, Галич, Митяев..., в принципе, я мог бы продолжать еще долго. Очень многие их песни также отличает наличие сюжета, который помогает восприятию песен. Юрий Визбор, создавая свои "песни-репортажи", по сути дела, тоже описывал в них какое-то действие. Интересно, что преимущественно сюжетными являются дворовые, народные и блатные песни. У меня на полке стоит сборник "Песни неволи", выпущенный в 1992 году в Воркуте, практически все песни в нем имеют сюжет.

Не знаю, прав ли я, но мне кажется, что именно сюжетность авторской песни стала тем отличием, которое, наряду с искренностью, поволило ей стать голосом целого поколения.

Но мы ведь говорим о детской песне, скажете вы. Да, и вывод здесь может быть таким. При выборе детского репертуара, особенно для младших возрастов, необходимо отбирать песни, имеющие четкий и понятный ребенку сюжет. Тогда он сможет прожить ее, спеть и сыграть.


23.08.2000 Что петь-то будем?

Когда лет 10 назад я попал на один из первых в своей жизни фестивалей авторской песни, то поразила меня одна компания совсем молодых ребят, душевно и проникновенно певших песню А.Городницкого "Предательство". Странно было слышать тяжелую, в общем-то, по содержанию песню в исполнении десятка бодрых молодых глоток, не слишком задумывавшихся, о чем же они поют.

Сейчас, имея уже какое-то представление о фестивалях, концертах и слетах, я столкнулся с очень сложной проблемой: "Что детям петь?" Вопрос отнюдь не праздный. С одной стороны, на сервере www.bards.ru помещено уже 18 тысяч текстов более чем 700 авторов. С другой стороны, на фестивалях, особенно детских, набор песен далеко не так широк.

Я много раз убеждался, что восприятие детей сильно отличается от восприятия взрослого человека. Особенно это относится к детям не старше 12 лет. Бывает, серьезная песня воспринимается ими как юмористическая, и наоборот. Часто можно видеть поверхностное восприятие текста и слышать, как жюри задает резонный вопрос: "Ребята, а вы вообще понимаете, о чем поете?"

Пожалуй, наиболее сложно обстоит дело с репертуаром для девочек. С мальчишками проще. Они с малых лет принимают романтику походов, битв и суровой мужской дружбы, поэтому с удовольствием поют песни Визбора, Высоцкого, Гродницкого, Берковского, Ланцберга. Что же у девочек? Не так давно после концерта в детском лагере, где я работал этим летом, компания девочек попросила меня найти им песни, чтобы они могли петь. Когда же я спросил, какие песни им нужны, то услышал следующее: "Жалостливые, про любовь, дружбу и войну"! В качестве примера мне была приведена песня В.Егорова "Друзья уходят", которую я пел на концерте. Но это были старшеклассницы.

Мое мнение, которое я вынес после нескольких детских фестивалей, заключается в том, что у детей надо очень четко делить два возраста: до 12 лет и после 12. Может я не очень точно обозначил границу, но она есть. И для девочек эта граница очень сильна. Младший возраст практически отторгает женскую лирику, которая иногда кажется им нескромной, а иногда - непонятной. Мужские песни они также редко поют, не слишком интересуясь "сильной" песней. Результат - петь им практически нечего. Вернее, песни есть, но их поют все, а найти что-нибудь оригинальное довольно сложно. А если мы еще будем считать, что в возрасте 10-12 лет дети впервые начинают сами петь и играть на гитаре, то возможный репертуар сильно ограничен мастерством ребенка.

Я не могу ответить на поставленные мной вопросы, поэтому жду ваших писем, советов, предложений.


20.08.2000 О нашем сайте

Авторская песня переживает новый подъем или переход в новое качество или просто с ней происходит нечто такое, от чего она меняется. Я не знаю, хорошо это или плохо. На мой взгляд, мир авторской песни существует вне зависимости от людей, пытающихся подвести под него теоретическую базу. Просто есть мир, в котором стихи, мелодия, гитара и исполнение соединены в одно целое, мир, который, ей-богу, не самый худший из миров! Уже одно это делает естественным наше желание, чтобы этот наш мир стал еще и миром наших детей.

Мне бы хотелось, чтобы наш сайт помог кому-нибудь открыть для себя этот мир, войти в него и стать для этого мира своим. Очень хочется, чтобы у сайта появились постоянные корреспонденты и читатели. Сейчас появляется очень много книг об авторской песне, рассказывающих о том, что это такое, как правильно подобрать аккомпанемент, что такое аккорды и гармония. Я очень хочу, чтобы на нашем сайте появился учебный раздел, где любой посетитель смог бы открыть для себя что-то новое, сделать шаг вперед. Я уверен, что это нужно нам всем. Н.К.